ВИРОПроект государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Владимирской области "Владимирский институт развития образования имени Л.И.Новиковой"

ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ

для школ I ступени Владимирской губернии в 1922 г.

1-й год обучения

Прямой и обратный счет до 10. Четыре действия в пределе 10. Счет до 20. Нумерация до 100. Счет и действия с круглыми десятками в пределе 100. Измерение предметов линейными мерами (длина, ширина, вышина). Знакомство с русскими и метрическими мерами: аршин, вершок, сажень, метр (дециметр). Меры времени: год, месяц, неделя. Меры веса: пуд, фунт. Сведения из геометрии: прямая линия, кривая, угол, квадрат, прямоугольник, круг.

Разностное и кратное сравнение чисел в пределе 20; составление таблицы умножения до 20. Знакомство с долями ½, ¼, 1/8. Устный счет. Решение примеров вида: x+5=8, 4+x=9.  Решение задач на пройденное. Задачи должны быть (по возможности) жизненного характера. Вычисление на счетах.

2-й год обучения

Все действия в пределе 100. Нумерация и все действия в пределе 1000. Устный счет до 100. Термины: сложение, вычитание, умножение, деление (без логических определений). Меры веса, времени, длины. Метрические: метр, километр, дециметр, сантиметр, грамм, литр. Единичное отношение мер. Измерения с метрическими мерами. Сравнение их с русскими.

Из геометрии: параллельные линии. Прямой, острый и тупой угол. Перпендикулярные линии. Измерение площади прямоугольника (наглядно). Расширение сведений о дробях с наиболее употребительными знаменателями в пределе 20. Преобразование таких дробей и вычитание над ними по соображению.

Таблица умножения. Примеры вида: x – 50 = 40; 80 – x = 50; x*5 = 15; 8*x= 24.

Решение задач. Составление диаграмм (простейших) при помощи прямых линий и прямоугольных столбиков. Данные для диаграмм берутся из жизни школы и наблюдений детей. Вычисления на счетах.

3-й год обучения

Нумерация и четыре действия над числами любой величины. Название данных чисел в действиях (слагаемые, сумма и т.д.). Проверка действий. Измерение. Система русских и метрических мер. Единичное отношение их. Знакомство с составными именованными числами; раздробление, превращение и действия с ними. (Числа берутся не более, как из двух смежных названий). Десятичные дроби: нумерация, сложение, вычитание, умножение, деление (умножение и деление только на целое число).

Действия с простыми, наиболее употребительными дробями. Нахождение в уме части от целого и целого по данной части.

Из геометрии: квадрат. Его площадь. Возведение небольших чисел в квадрат и извлечение квадратного  корня (устно, по соображению). Периметр квадрата и прямоугольника. Квадратные меры. Составление таблицы квадратных мер. Рассмотрение куба. Возведение небольших чисел в куб и извлечение кубического  корня (устно). Кубические меры. Составление таблицы кубических мер. Рассмотрение 4-х угольной призмы. Измерение площадей и объемов комнат, предметов, похожих на рассмотренные геометрические тела. Черчение плана. Масштаб. Решение и составление примеров вида: x+5=8; 5+x=8; x – 5=8; 8 – x=5; x*5=20; 5*x=20; x:5=4; 20:x=4 . Примеры со скобками. Решение задач и составление диаграмм. (Данные для диаграмм, как и на II году обучения, берутся из жизни школы и наблюдения детей). Вычисления на счетах. Сокращенные приемы умножения на 5, 10, 11.

4-й год обучения

Курс десятичных дробей с умножением и делением на дробь. Деление с известной точностью. Понятие о %-х. нахождение % от числа и обратно-по количеству %% найти первоначальное число. Обратить внимание на устное вычисление %%. Необходимо, чтобы дети умели заменять %-ое число простой дробью и обратно; например, чтобы знали, что 40% = 2/5 данного числа и наоборот ¼ = 25%. Вычисление %-х денег с капитала.

Курс простых дробей. Знаменатели дробей должны быть числа более употребительные и обиходные. (2,3,4,5,8 и т.д., но не 259, 147,519 и т.п.) Приведение дробей к одному знаменателю и сокращение их должно производиться по соображению (общего наибольшего делителя и наименьшего кратного можно не вводить). По мере надобности ознакомить с признаками делимости на 2, 4, 3, 9, 5, (без всяких доказательств). Обращение простых дробей в десятичные и обратно.

Фигуры: треугольник, параллелограмм. Измерение площадей этих фигур. Окружность и круг. Линии в нем. Длина окружности и площадь круга. Измерение окружности и нахождение радиуса и диаметра у предметов, имеющих круглую форму. Рассмотрение цилиндра, шара. Поверхность и объем цилиндра.

Примеры со скобками.

На поверхности земли знакомство с провешиванием линий, мерная цепь, эккер, упражнения с ним. Измерение высоты предметов по тени и посредством равнобедренного прямоугольного треугольника (высотамера). Измерение площадей прямоугольных участков земли. Упрощенные приемы умножения на 9, 25, 125.

Високосный год. Старый и новый стиль. Черчение диаграмм в виде прямоугольника, квадрата и круга. Деление окружности на 360º. Транспортир. Измерение и построение углов посредством транспортира. Циркуль.

Данные для диаграмм из жизни школы, деревни, волости, вытекающие из наблюдений детей и собранные самими детьми. Вычисления на счетах.

kollage2

joomlaru