ВИРОПроект государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Владимирской области "Владимирский институт развития образования имени Л.И.Новиковой"

Солженицын Александр Исаевич (11.12.1918 - 03.08.2008)

SolgenicynАлександр Исаевич Солженицын - русский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970).

А.И.Солженицын родился в 1918 г в Кисловодске. После окончания в 1936 г. школы поступил на физико-математический факультет Ростовского государственного факультета. Одним из преподавателей А.И.Солженицына  был Д.Д.Мордухай-Болтовской. В университете Солженицын учился на «отлично» (сталинский стипендиат). Окончил университет в 1941 году с отличием, ему была присвоена квалификация научного работника II разряда в области математики и преподавателя. Деканат рекомендовал его на должность ассистента вуза или аспиранта.

С началом Великой Отечественной войны А.И.Солженицын активно добивался призыва на фронт, хотя был признан "ограниченно годным" по здоровью. В действующей армии с марта 1943 г. На фронте, несмотря на строжайший запрет, вёл дневник. Много писал, отправлял свои произведения московским литераторам для рецензии, переписывался с друзьями, допуская в письмах критические высказывания в адрес руководителей государства. В феврале 1945 г. по представлению военной цензуры был арестован и осужден на 8 лет. Освобожден 13 февраля 1953 г и направлен в ссылку "навечно" в небольшое село в Южном Казахстане.

В августе 1956 года Александр Исаевич возвратился из ссылки в Центральную Россию. Жил он в деревне Мильцево (почтовое отделение Торфопродукт Курловского района (ныне Гусь-Хрустальный район) Владимирской области), преподавал математику и электротехнику (физику) в 8—10 классах Мезиновской средней школы. Жизнь А.И. Солженицына во Владимирской области нашла отражение в рассказе «Матрёнин двор».

По воспоминаниям завуча школы Бориса Сергеевича Процерова, А.И. Солженицын внешне не выделялся среди педагогов Мезиновской школы. Вел он математику, а потом и астрономию. Оба предмета знал отлично, знания были богатые. В школе А.И. называли ходячей энциклопедией и Лютером-реформатором. У него все записи по математике были сосредоточены и подшиты в толстой тетради, скорее уж в книге.  Все были сделаны мелким убористым почерком с сокращениями. Учителя-математики просили эту книгу у него, на что он всегда отвечал: «Здесь пожалуйста, а на дом дать не могу!».

В начале учебного года он предложил собственную методику – дав всем классам контрольную, по результатам разделил учеников на сильных и посредственных, а далее работал индивидуально. На уроках каждый получал отдельное задание, так что списывать не было ни возможности, ни желания. Ценились не только решение задачи, но и способ решения. Максимально была сокращена вводная часть урока: учитель жалел время на «пустяки». Точно знал, кого и когда нужно вызвать к доске, кого спрашивать чаще, кому доверить самостоятельную работу.

Один из любимых учеников Солженицына, С. Фролов, вспоминал: «Учитель никогда не садился за учительский стол. В класс не входил, а врывался. И с этой минуты мы жили в ускоренном ритме. Он всех зажигал своей энергией, умел построить урок так, что скучать или дремать было некогда. Он уважал своих учеников. Никогда не кричал, даже голоса не повышал».

А.И. Солженицын вёл кружок по прикладной математике. Он рассказывал ребятам о лучших математиках мира и их открытиях, о чудесах техники, учил определять расстояние на местности, время по солнцу и скорость движения поездов, показывал, как работать с логарифмической линейкой, астролябией и арифмометром. Ребята сами смастерили зеркальную астролябию, эркер, пантограф. Нередко занятия проходили в лесу, в поле; потом сидели у костра, пели, пекли картошку, говорили о литературе. Зимой учитель мог вывести класс на школьный двор, завязать ребятам глаза и пустить по снежной целине, объясняя, что шаг у человека не одинаков и одна нога уводит другую, заставляя кружить: выписывая, под общий смех, кривые, дети постигали причины кружения путников в лесу. При этом Солженицын был педагогом строгим и требовательным. «Чтобы получить у него «4», надо было несколько контрольных написать на «5», - вспоминал В. Кишев. – Если видел, что человек чего-то не понимает, пытался докопаться до причин не понимания и спрашивал на каждом уроке». Ему вторит и В. Птицына: «В класс приходил с указкой и журналом, который лежал на столе и оставался нераскрытым. Никаких учебников и других книжек. Сразу же двое шли к доске, называлась страница учебника, параграф, номер задачи – работайте! А сам занимался с классом. И так всё по памяти. Можно было не проверять – точно. На оценки был скуп, четыре с плюсом – потолок, на пять, шутил он, я и сам не знаю. Планку знаний он нам, конечно же, завышал. На логарифмической линейке сразу же начали с трёхзначных цифр. Хоть и трудно, но освоили, а потом всё как бы само пошло».

В Мезиновской школе А.И. ценили, хотя и удивлялись его молчаливости и замкнутости, отстранённости от коллектива. Покинул школу А.И.Солженицын в 1957 г., по окончании учебного года.

 

Источник 

 

joomlaru