ВИРОПроект государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Владимирской области "Владимирский институт развития образования имени Л.И.Новиковой"

Организация математического образования в XX веке

В начале XX века на селе стали строить десятки новых школ в рамках проекта по введению всеобщего начального обучения. Во Владимире был организован книжный склад, который начал снабжать начальные народные школы учебной литературой и канцелярскими принадлежностями.

Типы начальных школ, имеющихся в 1905 г., были следующие:

Одноклассные, городские
  • Земские
  • Городские по Положению 1872 г.
  • Министерские
  • Частные и фабричные
  • Церковно-приходские
Одноклассные, сельские
  • Земские
  • Министерские
  • Частные и фабричные
  • Церковно-приходские

Двухклассные, городские

  • Министерские
  • Церковно-приходские
Двухклассные, сельские
  • Министерские
  • Церковно-приходские
  • Второклассные

При этом надо заметить, что каждый тип школ имел свои программы, положения, уставы, различные сроки обучения, что создавало невероятную путаницу и трудности для населения в выборе типа школы.

В ноябре 1905 г. в селе Лукине Вязниковского уезда была открыта одна из самых своеобразных земских школ – «школа-приют». Дети тут одновременно жили и учились. Дети жили в ней на протяжении всей учебной недели. Их распускали домой только на воскресенье и праздники. В течение дня ученики получали здесь сытое трехразовое питание.

3 мая 1908 г. был принят законодательный акт, который назывался «Основные положения для введения всеобщего начального обучения в Российской империи». Вопросы народного образования широко дебатировались в печати, они стали вызывать интерес и крестьян. В некоторых селениях крестьяне в соответствии со своими со своими вкусами и понятиями пытались оказать влияние на содержание учебного процесса и даже на выбор учителя для местной школы.

Типичная земская школа представляла собой одноклассное учебное заведение, срок обучения в котором составлял 3 года (позднее – 4 года). Все ученики сидели в одном и том же учебном помещении и составляли один класс, который делился на три (четыре) отделения в зависимости от года обучения. Было характерно совместное обучение мальчиков и девочек, отдельных женских или мужских школ было немного. Учебный год в земской школе был весьма краток. В среднем, он продолжался 150 дней, т.е. больше полугода дети не занимались.

На селе существовали и школы повышенного типа – министерские училища. Желающих получить более солидное образование было достаточно. Курс обучения в двухклассной школе составлял 6 лет. Министерская инструкция жестко определяла недельное количество уроков по каждому предмету. На арифметику отводилось 5 часов в неделю.

В 1914 году на территории губернии имелось 1154 школы, из них средних всего 24; средних школ в сельской местности не было совсем.

К 1915 году во Владимире имелась довольно разветвленная сеть различных школ и училищ: 8 гимназий и приравненных к ним 5 неполных средних, 22 начальных школы, 1 ремесленное училище, а всего 36 учебных заведений.

В первом среднем учебном заведении губернии – Владимирской губернской мужской гимназии – одним из основных учебных предметов была математика. Изучение математики заканчивалось в третьем классе. Учащиеся пользовались учебником математики в 3-х частях нашего земляка Т.Ф. Осиповского.

slides1

joomlaru