ВИРОПроект государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Владимирской области "Владимирский институт развития образования имени Л.И.Новиковой"

Организация математического образования в XIX веке

7 августа 1804 года Главное народное училище в гор. Владимире (заметим, что их на всю Россию в это время имелось всего 12) переименовывается в Губернскую гимназию, а малые народные училища – в уездные училища. Этим же распоряжением повелевалось «учреждать приходские школы по городам и значительным селам губернии с учителями – священниками и диаконами». Хуже всего было поставлено в таких школах преподавание арифметики, в которой педагоги – священники или диаконы, разбирались слабо. Дворяне и другие «именитые» граждане учили своих детей у домашних учителей.

Земские школы создавались по «Положению о начальных народных училищах», утвержденному 14 июня 1864 г. В 1866 г. во Владимирской губернии работало 300 начальных школ. В «Журналах» Суздальского земства за 1871 г. отмечается, что только «в некоторых школах дети знают четыре арифметических действия. Обучение этому предмету было только письменным, в устном счете дети почти не упражнялись, т.к. в школах не было конторских счетов, на которых они могли бы попрактиковаться».

В 70-е гг. по мере того как школы «старого» типа, бытовавшие еще в первой половине XIX века, уходили в прошлое, преподавание арифметики постепенно налаживалось. Школы губернии наполнялись новым контингентом педагогов, окончивших учительские семинарии или гимназии, где преподавание этой науки стояло на должном уровне. Обучению арифметики стали придавать большое значение. Ученик должен уметь применять полученные знания в повседневной жизни – грамотно, не в убыток себе и другим, рассчитаться при покупке, измерить площадь земельного участка и т.п.

На первом году обучения детей сначала знакомили с цифрами от 1 до 10, к концу года рекомендовалось довести счет до 100. В течение первого года дети овладевали четырьмя арифметическими действиями. Учителя стремились сделать обучение максимально наглядным, на уроках они обычно оперировали не с отвлеченными числами, а с яблоками, орехами или картофелинами. При изучении на первом же году простейших дробей (половина, треть, четверть) перед классом на соответствующие доли разрезалось яблоко.

На втором году обучения дети умели решать задачи на все четыре действия в пределах до 1000. Одновременно дети изучали русские (а не метрические, которые в деревне почти не применялись) меры длины, веса, жидких и сыпучих тел, а также меры времени.

На третьем году обучения дети решали арифметические задачи с цифрами в пределах одного миллиона. Было рекомендовано дать детям представление об элементарных геометрических понятиях – линии, угле, треугольнике, квадрате, круге, шаре, кубе, цилиндре, конусе и научить чертить их. Изучение процентов по министерской программе носило факультативный характер, но их проходили в большинстве школ владимирского края. При этом детей учили решать весьма сложные задачи – вычислять месячные и годовые проценты на определенный капитал.

В 1880 г. во Владимирской губернии насчитывалось всего 15 двухклассных школ (они представляли собой высшее звено начальной школы) и еще 2 были готовы к открытию.

В 90-х гг. учителя начали обращать на устный счет самое серьезное внимание. Мотивами для его усиленного внедрения в школу было то, что «умственное счисление» (так часто назывался устный счет в методической литературе) являлось «развивающим и необходимым в домашнем быту». Кроме устного счета детей учили бойко обращаться со счетами, которые имелись практически в каждой школе.

В 1897 г. курс первого года обучения в земской школе был дополнен сведениями о римских цифрах в пределе до XX.

К 1900 году по числу учащихся на 100 жителей губерния занимала в царской России 8 место из 34, а по числу школ – 19.

slides1

joomlaru