ВИРОПроект государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Владимирской области "Владимирский институт развития образования имени Л.И.Новиковой"

Организация математического образования в XVIII веке

28 февраля 1714 г. вышел указ Петра I об открытии арифметических (цифирных) школ. «Цифири и некоторой части геометрии» планировалось обучать детей «дворян приказного чина, дьячих и подьячих», а также церковников. Школы предлагалось размещать в архиерейских домах и монастырях и содержать за счет губернских доходов. По плану Петра I цифирные школы должны были давать обстоятельную подготовку по математике - знания не только четырех правил арифметики, но и «тройных правил и тройных детрательных как без долей, так и с долями десятичного счету и деления, радиуса квадрата и радиуса куба; а которой вышеозначенную науку обучит, тех учить геометрии, а именно: прежде истолкованию геометрии и циркульных приемов, притом тригонометрии плоской, плегометрии и штирометрии». 

В 1716 г. состав учеников был уточнен: следовало отправлять учиться приказных, «церковниковых и монастырских слуг детей от 10 до 15 лет опричь дворянских». Однако Синод с первых дней своего существования начинает энергично вмешиваться в дела образования, настойчиво требуя «поповых и дьяконовых и церковнических детей в арифметические школы не отдавать», тем самым заметно изменяя планы светских властей. 

По указу Петра в 1716—1723 гг. в 42 провинции Российской империи были направлены 47 педагогов — выпускники Навигацкой школы и учащиеся Морской академии. Посланные для организации цифирных школ педагоги сразу же столкнулись с противостоянием духовных и светских властей. Из многих крупных городов, в т.ч. и из Владимира, поступали сообщения о том, что «попы и дьяконы и церковники» отказываются посылать сыновей в цифирные школы. Архимандрит владимирского Рождественского монастыря заявил, что «на школу де в монастыре свободных палат никаких нет» (19 ноября 1721 г. император Петр I согласился освободить детей духовенства от обучения в цифирных школах; цифирные школы «выводились» из церковных помещений). 18 педагогов, не приступив к занятиям, вернулись в Коллегию «за неимением детей указанного типа людей».

Город Владимир в петровскую эпоху был «древян и ветх». Его не скоро коснулись преобразования Петра. Первый указ Адмиралтейской Коллегии «О заведении школьного народного образования» во Владимир поступил в 1714 году, второй – в 1716. И только в одном Юрьев-Польском уезде указ Петра был исполнен: была учреждена цифирная школа, где обучалось 18 детей шляхетства.

Во Владимире открытие  первой народной цифирной школы последовало лишь в феврале 1722 года. Ко дню открытия в школу было представлено 7 мальчиков в возрасте от 10 до 15 лет. Окончило школу в 1725 году только 2 ученика. Дети обучались «цифири, арифметике, именно нумерации, адипции, субстракции, мультипликации, дивизии (т.е. сложению, вычитанию, делению, умножению), тройному, десятерному щету, извлечению корней квадрата и кубуса, потом геометрии, стериометрии и тригонометрии». От одного перечисления предметов можно сбежать из школы, что дети с успехом и делали. В 1725 г. детей на обучение не поступило. Только почти через 60 лет, в 1783 году, во Владимире вновь открывается народное училище.

После смерти Петра I цифирные школы стали постепенно терять свой общеобразовательный характер, переходя в управление губернаторов и воевод. Образованная одной из первых в империи цифирная школа в Юрьев-Польском теперь должна была учить подьяческих детей «на своем коште» и детей солдат за счет Военной коллегии, т.е. фактически превращалась в гарнизонную школу - низшую военно-ремесленную.

22 сентября 1786 года по именному указу Екатерины II во Владимире открывается главное народное училище, с которого и надо вести счет планомерно развивающемуся в дальнейшем народному образованию в губернии. К 1788 году в губернии было открыто уже 5 учебных заведений.

При таком состоянии народного образования Владимирская губерния вступила в XIX век.

slides1

joomlaru